среда, 22 июля 2015 г.

Парк Юрского периода - Майкл Крайтон

Вот я принимаюсь уже за вторую книгу из творчества Майкла Крайтона, а про первую вам до сих пор не рассказала. Думаю, настало время это исправить, ведь "Парк Юрского периода" мне настолько понравился, что я просто не могу молчать. 




Недавно вышедший фильм "Мир Юрского периода" настолько мне понравился, что я решила погрузиться в мир динозавров не только через кинематограф, но еще и книги сюда приплести, поэтому в один прекрасный день в моих руках оказались две прекрасные книжулечки - Парк Юрского периода и Затерянный мир. 

С темой динозавров в литературе я знакома очень слабо, поэтому не могу утверждать, что Крайтон - основатель этого направления, но, несомненно, его книги должны бы занимать довольно устойчивое и далеко не последнее место в этом жанре и литературе в целом, НО почему-то я этого не вижу. На пресловутом livelib'е последняя рецензия датируется 2013 годом, да и самих рецензий всего-то около 20, и нигде об этих книгах ни слуху ни духу. Я не понимаю, почему этот шедевр обделили вниманием, но надеюсь, что кто-то вдохновится новым фильмом и возьмется за эти книги так же, как и я. И никогда нельзя исключить вероятность, что кого-нибудь и моя рецензия заинтересует, так что, поехали! ;) 

Парк Юрского периода - очень детализированная и монументальная книга. Каждая глава проработана до мелочей и настолько похожа на реальность, что сомнений у меня и сейчас нет - дай кому-нибудь в руки гору денег, времени и идею Крайтона - у нас тоже будут живые динозавры. 
Однако автор хочет доказать этой книгой совсем не это. Если вы думаете, что это очередная развлекаловка, то глубоко ошибаетесь. 

Во-первых, здесь слишком много технических, биологических, геологических и др. подробностей. Вся книга - краткий справочник по генной инженерии со всевозможными отсылками к реальным людям и реальным событиям. Сама книга оснащена безумным множеством компьютерных таблиц, которые перенесены на страницы бумажного издания и их я не уставала просматривать и дотошно изучать. Первая половина произведения просто пестрит всякой теорией, вводом в ситуацию и процесс создания динозавров, плюс не стоит откидывать мимолетную, но важную экономическую составляющую. И хотя я просто пищала от радости от всех этих удивительных, познавательных и мега-интересных для меня подробностей, я прекрасно понимаю, что интересны они будут далеко не всем. И если конкретно я от всего этого была в восторге (ну с рождения я видимо зануда, что уж тут поделаешь), то многие за первой теоретической половиной книги просто уснут. Так что вряд ли первую половину книги кто-то станет читать "для отдыха". 

Во-вторых, в этой книге обсуждаются такие вопросы, которые даже через 25 лет остаются актуальными. Автор позволяет себе рассуждать о различных математических теориях, научных достижениях, науке и мире в целом просто с поразительной легкостью и своим мнением на все. То есть это не триллер на один раз, а реально произведение с глубоким смыслом, который один очень классный и всех достающий герой передает настолько практично, не совсем заумно, а ясно и понятно, что вряд ли кто-то бы нашелся, что его не понял. Хотя я сейчас смотрю на мир вокруг и подтверждаю - не поняли. 

И вот это меня больше всего повергло в шок. Сначала то, что Майкл Крайтон смог завлечь очень многих читателей интересным развлекательным сюжетом, но при этом оставил кучу проблем и тем для того, чтобы их потом днями обмусоливать и над ними рассуждать. То есть смысл вы поняли - написал что-то с движухой, кровью и кишками по всему острову, что привлечет массу читателей, которым можно передать основную мысль и идею книги. Честно, мне это очень понравилось. 
Но потом я была шокирована далеко не в хорошем плане. Возмутило меня то, что сейчас, когда то, что сказал и написал Крайтон как нельзя более актуально, чем 25 лет назад, никто на эту книгу не обращает внимания. Хотя автор это и предполагал, что можно было найти в одной из речей героя, но все равно. Люди, вы проходите мимо ТАКОГО, что мне вас самих даже жаль. Потому что я от чтения получила невероятное удовольствие и наслаждение, это я уже просто даже опускаю часть про основную идею книги. 

Теперь наверное поговорю про вторую половину книги, где уже пошла не теория, а практика. 
Создатель парка Юрского периода, Джон Хаммонд, говорил, что он создает свой парк для детей. Так что если вы ребенком хотя бы чуть-чуть интересовались динозаврами, то разберетесь с их видами безо всякого труда, ну а даже если и нет, то Майкл Крайтон описывает все настолько красочно, что даже гуглить этих величественных, но вымерших животных вам не придется. 
Это, несомненно, плюс, а вот минусом или скорее труднопроходимым препятствием для меня оказалось огромное количество действующих героев. С моей памятью на имена было сначала трудновато разобраться, но потом стало легче, особенно, когда персонажей начали постепенно "убирать" :D 
Кстати, стоит сказать, что если вы ожидаете прямо-таки кровавого триллера, то его вы там не найдете (однако (!), присутствуют, конечно же, моменты убийства, которые прописаны не прям так уж очень-очень-очень красочно, но не для слабонервных). Повествование размеренное, в меру наивное и очевидное. Главы чередуются - здесь об одном герое, здесь мы видим ситуацию из центра управления, затем - со стороны группы героев или персонажа перед его смертью (прямой репортаж из пасти динозавра, так сказать), поэтому интерес к каждой из ситуаций не ослабевает, хотя объем произведения не сказать чтобы маленький. 
Все герои многогранны, хотя и немного шаблонны, но автор вложил в каждого из них какую-нибудь изюминку. Читая сейчас вторую часть этого цикла (собственно, вторая часть - заключительная), я понимаю, что здесь та же формула - тот герой - доктор, этот - археолог, двое детишек (мальчик и девочка) в довесок. Казалось бы, что можно придумать нового с таким же составом, почти такой же темой, в другой книге?! Но это лишь отличительная черта стиля автора, герои отнюдь не скопированы из Парка Юрского периода, а наоборот придают этому циклу общность, и абсолютно не заезжены. 


Однако про Затерянный мир мы поговорим чуточку позже, потому что я решила, что буду пытаться рассказывать про серийные книги отдельно и сразу, чтобы не смешивать впечатления, как обычно получается - по слову про каждую книжку, сравнение, а каждой части отдельно должного внимания практически не уделено. 

Поэтому, на сегодня это все, ждите свеженький постик про Затерянный мир, в процессе чтения которого я сейчас нахожусь, ну и.. любите динозавриков, всем пока :D 


Ваша Rene Mesch.
@Rene's room

Пообщаться со мной можно здесь: 

Instagram http://instagram.com/irina58921/
Twitter https://twitter.com/ReMe_666
ВКонтакте - https://vk.com/irina_meschankina
И группа ВКонтакте - https://vk.com/reneandbooks

Комментариев нет:

Отправить комментарий