понедельник, 6 марта 2017 г.

День триффидов // Джон Уиндем

В сущности, все равно - знаешь ты автора (известного английского фантаста) и переводчика (А. Стругацкий) книги, либо же не знаешь. Имеет значение лишь качество текста, а оно меня не удовлетворило. Я читала, спотыкалась, потом опять читала, заставляя себя продираться через текст, который мне НЕ нравился, лишь потому, что меня дико интересовало само содержание. 
Когда-то я наивно полагала, что ради хорошего сюжета можно претерпеть все - даже плохой стиль. В некоторых ситуациях и моментах я все еще с этим соглашаюсь. Можно. Но после "Дня триффидов" смело говорю, что НЕ нужно. 


Мне всегда хочется начать и закончить чем-то хорошим. Всегда. И эта книга была для меня словно манна небесная - интригующий сюжет, на который вся надежда и ни капли сомнений! Огромный шанс выйти из читательского кризиса! И сотни раз можно повторять - до безумия мне интересная тема. Вот знаете, она меня просто моментально привлекла и к себе расположила. Я не знаю, чем. Я не люблю Лондон, подобные катастрофы и ужасающие растения (да я вообще растения, за исключением охапки тюльпанов, которые сейчас благоухают над моей головой, и кактусов, которые куда-то, нужно-пойти-поискать, запропостились, не люблю) в принципе меня не привлекают. Но все вместе. Захватило не то что с первой строчки - с аннотации! И вот после этого этапа у меня всегда идет первая страница (логично). На которой.. Я почти всегда бросаю книгу читать. Да, именно поэтому у меня книжные кризисы. Да, именно поэтому я покупаю лишь то, что уже читала, что захочу перечитывать и.. на что денег хватает, собсна :) Резерфорда дайте в руки даже не читанным - возьму. Потому что ОЧЕНЬ ХОЧУ прочитать! Лирическое, драматическое, какое хотите, отступление, но мне будет тяжко осилить в учебные будни такую книжку на телефоне. Поэтому жду лучших времен. Или пока кто-нибудь таки не положит мне ее под дверной порожек сам :) Кхм, о чем это я. Так вооот! На этапе первой страницы большая часть книг мною сразу отшивается. Выдерживают сильнейшие. Именно поэтому вы почти не видите у меня плохих рецензий. По-моему, огромный плюс. Хотя, плохие книги ведь тоже нужны! Помню, один раз прочитала я такуууую ужасную! Самую ужасную на этот момент для меня книгу на свете. И на следующий же день завела блог. Чтобы рассказывать о хорошем, интересном. Чтобы отваживать людей от гадостей всяких. Скромно скажу, что пока у меня это неплохо получается, по крайней мере, очень надеюсь :) Итак, ближе к сути (меня сегодня несет! простите. совесть не давала читать новую книгу (тсс, секрет), пока не напишу отзыв на эту. и.. еще две.. да! черт возьми, да, опять! но я хорошо помню сюжет, поэтому не волнуйтесь :) все напишу, за все отчитаюсь. сделаю себе подарок - освобождение от долгов, на 8-ое марта). Избавиться от кидания книг на первой странице я не могу, потому что заинтересовать меня нужно сразу, сейчас. Время, жизнь не резиновые. И очень прискорбно, конечно, что книги не всегда так интересны, как их аннотации. Хотя, откуда мне достоверно знать, если я не продолжаю их чтение. Но с "Днем триффидов" (уберите кавычки - и будет некий неординарный праздник. ну а что. хоть поздравляй всех вокруг таким образом, когда у меня новый пост выходит! :) ) все было иначе. Немного, но все-таки. Сюжет захватил. С первой страницы! А стиль оттолкнул. Примерно тогда же. Я не всегда понимала, о чем речь. И вроде не заумные беседы герои вели, да и я не сказать чтоб уж очень глупая. И я постоянно, постоянно спотыкалась! Это мешало. Представьте.. Ладно, у меня плохо с подобными штуками. Просто представьте, каково было продираться через текст, который настолько препятствовал восприятию сути, а ее ведь так хотелось понять, что аж зубы сводило! Я читала ее быстро вдвойне: очень интересно, очень нудно. Быстрей бы узнать, чем кончилось, и быстрей бы закончить! Это не оставляло меня никогда, хотя книга мне очень понравилась. Именно поэтому в этом огромнейшем рассказе (господи, я просто очень соскучилась по блогу. чего я себя лишала?!) почти что не про эту книгу на целый абзац растянула вам ответ на вопрос, почему же не начала-таки пост с хорошей ноты. Вот по этому самому!  

Но, давайте хоть сейчас отвлечемся. Потому что мне было интересно! Это очень пугающий сюжет в самой своей сути. Над Землей пролетает комета (или что это там), из-за чего в один майский вечер все население нашей планеты видит зеленый дождь, поражающие воображение, будоражащие кровь, леденящие от красоты душу и захватывающие дыхание огоньки. Феерично! На следующий день все слепы. Вот только представьте себе это! Я не могла. Поэтому начала читать. И этот процесс не описан.. ужасно, кроваво, приукрашено. Но он.. Понимаете, все так и должно было бы, тьфу-тьфу-тьфу, быть. Это меня поразило. Угаданы все едва уловимые желания людей, пороки, нюансы человеческой расы. И не только человеческой! Триффиды! О них чуть позже, но автор сумел к концу книги исправить свое положение в моих глазах в еще чуть более лучшую сторону. И сами устои нового общества. Которого в принципе нет. И то, что про слепых написано потом уже будет мало - потому что они умрут. Их не будет. Нечего про них писать, нечего о них думать, потому что это.. Ну, сами понимаете. Это ужасно. И нельзя назвать героев хладнокровными. Вообще ни в коем разе! Но пугает именно то, что какими бы добрыми они ни были, это все не имеет смысла. Человечество обречено. И есть лишь маленький шанс. Но столько миллиардов людей его лишаются! В общем. 

Мне слегка сложно говорить это сейчас и все описывать. Но эта книга натуральная. Давайте представим какую-нибудь другую, а не нашу родную, любимую, планету, на которой произошла аналогичная ситуация. Эта книга - как сценарий. Инструкция по руководству. Репетиция. То есть все тютелька в тютельку. Только нам другим людям было бы сложнее! Ведь ВСЕ, ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ! Зависит от машин, электричества, остальной техники, интернета. В самом начале еще у меня назревали вопросы: а почему ни слова про Интернет? Про то, про это? Почему? Как же так? Где оно все? Потом через все тот же Интернет я узнала годы жизни автора. Вопросы отпали. С удовольствием бы прочитала еще более усовершенствованную (хотя в плане сюжетной начинки меня все полностью удовлетворило, я получила как раз то, что хотела) версию на современный лад, но уверена, что вышло бы намного хуже, потому что повторить такую продуманную книгу и не скатиться в разврат, чрезмерную бессмысленную и неестественную жестокость очень сложно. Знаете, мне даже кажется, в книге было мало именно жестокого. Потому что герои от этого уехали - от чумы, от голода, от полного хаоса, который происходил в покинутых городах, полностью населенных слепыми и бесконтрольными людьми. Поэтому мы увидели лишь зачатки того, как это все начиналось. А итог уже и так известен. 

Стоит признать, что я.. не всегда понимала персонажей? По крайней мере момент с тремя слепыми женами (поясните логику ГГ, если кто понял, пожалуйста. девчонка такая жалостливая и ратует за справедливость, что ли?) я вообще не поняла. Иногда давалось чересчур много персонажей, которые дальше нигде не появлялось. Это слишком нагружало память бесполезной информацией. А в одном моменте один из важнейших второстепенных героев вдруг просто изменился до неузнаваемости! Я так понимаю, автору нужен был определенный типаж в той ситуации, и определенный типаж в этой. Не знаю уж, почему он не ввел еще одного персонажа, с этим-то у него в принципе проблем не было, но две версии в одном человеке ни в какую не уживались! Если что, я говорю про того человека, который остался в Лондоне и крал зрячих, чтобы заставлять их помогать группкам слепых, а потом.. Ну, без спойлеров, но надеюсь, вы поняли, о ком я. Даже его лидерские качества можно поставить под огромный вопрос после всего произошедшего, и это в целом два абсолютно разных человека, хотя не было там таких ситуаций, при которых он мог настолько кардинально измениться. 

Самый же главный персонаж у меня эмоций никаких не вызвал. А если и вызвал, то больше, конечно, положительные. Мне нравилось, как он говорил про работу, как он начал привыкать к новой жизни. Он не был бездушной машиной, он чувствовал. Но не давал себе в этом погрязнуть. Грубо говоря, естественно, не было у них с ГГшкой никакой любви. Это видно. И вот из этого тоже выходит натуральность ситуации! Так-то можно понять, почему он затем на ее поиски едет - нужно держаться вместе. От одной группы отбился, от другой. Не одному же ему там быть! Но так как я не видела особой нити, которая бы связывала их как персонажей, по-моему, глупо на его месте было бы бросать хорошие поселенческие группы, ведь мотивов его действий указано не было. Любовь? Да бросьте. С романтической линией все ужасно, потому что ее там не было, однако автор хотел показать, будто бы она там есть. Это такой незначительный минус, ибо действия главного героя притянуты за уши. Однако дальнейшее развитие их отношений, жизни очень достоверное. Думаю, и вне катастроф многие так живут, на чистом уважении, привязанности. Мне лишь жаль, что в книге этот момент примерно на ее середине прописал не был. Хотя ввели ГГ в сюжет очень качественно и продолжили все соответствующе. 

И да, я же чуть не забыла про триффидов! Вот уж кто вызывал мурашки! Рано или поздно такое же, если не похуже, произойдет и с нами! Вот честно, уверена, что наука нас до добра не доведет. Я не против исследований, я сама загораюсь изучением космоса и других сфер нашей жизни, я бы с удовольствием сделала это своей профессией, если бы лучше разбиралась в основных предметах, и это все безумно-безумно интересно и полезно, да что там - необходимо! Но иногда люди заигрываются. Когда деньги ставят перед наукой. Когда цели не такие уж благие. Все рано или поздно выходит боком. И клонирование. Запрещено людское клонирование. Но для меня достижения в робототехнике почти приравниваются к этому самому! Думайте что хотите, но вот как в каких-то научных фильмах изображают восстание людских клонов (частичка ученого во мне рвет и мечет - да, это ужасно, клонирование нельзя производить, до добра не доведет, но мне БЕЗУМНО хотелось бы увидеть последствия человеческого клонирования. не знаю, что хуже - это нездоровое научное любопытство или наука ради наживы. хрен редьки не слаще, не повторяйте чужих ошибок. миру повезло, что я не отчаянный ученый), в определенный момент машины тоже смогут сотворить с нами какую-нибудь фигню! Как в Терминаторе! Паранойя, называйте, как хотите, но главная проблема людей в том, что мы недооцениваем животных, детей, машины и так далее. И в "Дне триффидов" (лучше хотя бы иногда мысленно в этом посте все же возвращать к нему) нам показали какую-то маленькую, почти незначительную оплошность людей. Вот вообще, мизерную. И то, к чему она привела. Так эти последствия - это еще цветочки! (ой, простите за каламбур) Да, они доставили много неприятностей, но если бы у триффидов было больше интеллекта.. Ох, поплясали бы они на человеческих костях! Хотя и так пирушку не хилую устроили. И меня немного смущало - ну почему триффиды? В заголовке - и триффиды! Герой же с ними работал, знает, как справляться, почти что всегда избегает угрозы. Зачем было выносить именно их? В целом, считаю справедливым: первую половину книги описывает аннотация, вторую - заголовок :) Триффиды там чуть больше разбушевались, и в принципе, исходом я была довольна. Не то чтобы герои до этого на диване или горячем песочке нежились, но все же. 

И давайте уже подведем черту! Новую книжку читать из-за этого поста я пока так и не начала. Но это идеально проведенный вечер! :) "День триффидов" я оценила по достоинству - если бы не стиль. Мне не важно, виноват автор, или же это Стругацкий так перевел, меня абсолютно не волнует, из-за кого я столько спотыкалась. Да, может быть, в виде фильма все смотрелось бы гораздо лучше. Тем более и экранизации у произведения есть! Но сейчас, на ближайшее будущее, мне хочется отпустить эту историю. Я провела с ней много счастливых минут. Но на экранизацию вряд ли в скором времени созрею. Хотела бы поблагодарить давно почившего уже писателя, но.. я пока так и не уверена, на ком же вина за этот не столько привлекательный текст. Поэтому воздержусь. И скажу, что книга, сам сюжет, мне очень и очень понравились! Несмотря на подпорченное впечатление :) Она вывела меня из книжного кризиса, сейчас выводит из блогерского, и все просто чудесно, вы знаете! Можете делиться своим мнением на эту книгу, особенно рада с вами ее обсудить, если вы смотрели какую-либо из ее экранизаций. Почему-то именно эта книга и этот сюжет очень располагают (оо, это, мне кажется, заметно..) меня к ее яростному (и абсолютно положительному! за исключением стиля. ну елки, будто бревна между строчек раскидали!) обсуждению. Если не хотите вдруг публично вдаваться в спойлеры, мои контактные данные всегда приведены внизу каждого из выпускаемых постов! Безумно рада с вами при любом случае поболтать. Мне кажется, стоит это сказать, ведь порою, очень часто, именно несколько благодарных читателей, которые мне пишут и вдохновляют, обсуждают со мной кучу книг и фильмов, заставляют меня сесть и писать посты дальше. Чтобы не благодарить каждого поименно после поста, просто знайте: я вас всех очень сильно люблю и ценю! Спасибо, что вы такие прекрасные, отзывчивые, спасибо, что читаете в свое удовольствие, я очень рада, если помогаю вам открыть еще парочку любимых книжных миров. Спасибо. 


Ваша Rene Mesch.
@Rene's room

Пообщаться со мной можно здесь: 

Instagram http://instagram.com/irina58921/
Twitter https://twitter.com/ReMe_666
ВКонтакте - https://vk.com/irina_meschankina
И группа ВКонтакте - https://vk.com/reneandbooks

2 комментария:

  1. На меня эта книга тоже произвела огромнейшее впечатление, конечно же, положительное. Но никаких проблем со стилем я не испытывала, читалось достаточно легко для такой серьёзной темы
    А насчёт провисания по любовной линии.. мне не кажется, что это провисание, поскольку в настолько сложной, стрессовой ситуации люди тянутся к тем, кто просто дал повод доверять, когда речь идёт о жизни и смерти, романтике места почти не остаётся

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможно :) Надеюсь, мы никогда не окажемся в подобной ситуации, чтобы это проверить, брр.

      Удалить