воскресенье, 16 октября 2016 г.

Дракула // Брэм Стокер

Я не читала Дракулу. Более того, 15 лет жила, не словив ни единого спойлера на эту известную, но почему-то даже не намозолившую мне глаза классику. Ну, и когда-то должен был настать этот момент. Я решилась :) 



Препятствий моему чтению Дракулы не было никаких. Причин поскорее начать, впрочем, не было тоже. Просто вышло так, что за всю мою еще не слишком длинную жизнь я не встретила ни единой зацепки, которая бы подтолкнула меня на шажок ближе к знакомству со Стокером или кинула вызов: "Ира, как ты жила все это время?! Ты обязана это прочитать!" А выходит-то, что действительно, как? И как оказалось, обязана! :) 

Видите эту странную устрашающую обложку выше? Именно экземпляр с ней стоял в нашей семейной библиотеке, и вряд ли что-то подобное вообще могло попасть вам в руки, по причине того, что это же минское издание далекого 1992 года. Но, и мне не стыдно в этом признаться, в детстве пугало оно меня знатно. Сейчас мне приятно, что я читала именно его. И мне не жаль того времени, когда мы потратили целый вечер с мамой, чтобы склеить и собрать эту книжку воедино вновь. Дракула - это история. И это тот самый случай, когда даже у самой книги, как предмета, своя история уже была. 
Обложка мне по-прежнему не нравится, но она задала нужную атмосферу. Сейчас, с высоты человека, который книгу уже прочитал, мне кажется, что это оформление Дракуле очень подходит. Собственно, таким странным-престранным образом я пыталась объяснить, почему потратила лишние пять минут на поиски этой редкой (как я только недавно поняла) обложки, чтобы в отзыве висела именно она. По-моему, так и не объяснила :) Но... Я пыталась не оставлять эту книгу с собой на ночь в комнате, и даже в гостиной класть картинкой вниз. И это все - однозначно прекрасная реакция. Книга мне безумно-безумно-безумно понравилась! Давайте, я еще раз напишу "безумно", и мы поедем дальше? :) Безумно! 

Это была любовь с первой страницы. А она, чаще всего, не ржавеет! Взять хотя бы мой незабвенный "Ночной цирк" или "Верность", которая с последними страницами и оплошала, но оставила после себя по большей части прекрасное впечатление. Ну, а у Дракулы вообще никаких осечек не было! У этой книги такая неповторимая и определенная атмосфера, что она меня и пугала, и притягивала, и отталкивала, и вновь к себе манила. Скажу одно, оторваться было невозможно. Коварная биология в сговоре с физикой все-таки попытались встать на моем пути, но это уже мелочи :) 

Так как я понятия не имела, чего мне ждать от Дракулы, то сначала терялась в догадках: ведь легенд так много, и пойди разберись, отражается именно этот граф в зеркале или нет? Но несмотря на то, что все эти "признаки" мы, как современные обыватели, знаем уже давно, они казались такими уникальными, неповторимыми и свежими, что роман читался по меньшей мере как популярные нынче новинки (о, и кстати, в каком-то роде переиздание Дракулы - она и есть!), а не классика жанра. После знакомства с ней, я даже позволю себе немного побурчать и заметить, что родоначальник жанра обошел всех своих потомков, но это уже, так сказать, побочный эффект течения времени :) 

И знаете, такой стиль у Стокера прекрасный! Может, по большей части именно он и создавал эту атмосферу. Хотя момент с кораблем, утесом, стеной у окна комнаты графа и многое-многое другое со счетов скидывать нельзя. Но стиль, стиль-то какой! И даже корявый и ужасный перевод мне не помешал! :) 

Мне даже сложно представить, каким был бы Дракула, не будь он написан в форме дневников. Был бы определенно другим.. и больше похожим на современное произведение, may be? Не знаю. Думать даже не хочу. Потому что и эта его черта была прекрасна! Дневник - это мысли героев, их внутренний мир. И Брэм Стокер показывал нам эти миры с лучшей их стороны, оставляя все темное, неизведанное и то, что лучше не покидать на поверхности, на долю отрицательных персонажей. 

Мне понравилось, какими неоднозначными они все были. Не совсем противоречия, но довольно уникальные личности, для того времени. Мина, прекрасная жена, верный друг, всегда готовый подставить плечо и лечь грудью на амбразуру ради защиты родных. При этом девушка, которая не лишена ума, такта и достаточной доли сообразительности, чтобы понять, когда вмешиваться стоит, а когда лучше уйти в сторону и дать близким ей людям то свободное пространство, которое им так душевно необходимо. 
Ван Хелзинг. Тот человек, у которого, я думаю, нет верных спутников по жизни, но который собирает вокруг себя все больше людей, которые его любят. И которых любит он. Это такой умный, самоотверженный персонаж, который кажется лично мне одним из самых характерных, но при этом наиболее часто встречающихся в нашем современном мире. К счастью, у моих "докторов" есть не только люди, требующие спасения, но и те, кто сами в любую секунду кинут спасательный круг. Правда, плюс жизни таких персонажей в том, что в конце концов и у Ван Хелзинга же появляется надежное плечо: вряд ли герои нашей истории затем готовы будут его бросить. 
Люси, доктор Сьюард, Артур и тот мужчина, который играл несколько эпизодическую роль, смею предположить, его звали Квинси, запомнились мне меньше всего. Нет, они ни в коем случае не были хуже или менее заметны, но... Да, они были менее заметны :) Однако всем была отведена в этой книге роль, и свои они сыграли безупречно. 
Харкера могу судить только по тем отрывкам его дневника, которые встречались в самом начале книги. Ведь именно по ним я полюбила не только его, как персонажа, а и всю книгу. Затем, вследствие известных нам (хотя, как сказать, я-то ведь и понятия не имела, что там за Дракула такой :)) причин, он сильно изменился. И вряд ли виной тому был перевод, но в дальнейших событиях я Джонатана уже не узнавала. Это не минус! Не минус! А логическое развитие событий, все правильно Брэм сделал, так оно в жизни бы и произошло. Просто констатация факта :) Замечательный персонаж, но хотя он претерпел столько изменений, для меня он ощущается как такой.. устойчивый и не то чтобы предсказуемый, а... Впрочем, не могу подобрать слов, да и ладно. В любом случае, знайте, то, что я хотела сказать, не минус :) 

И мне симпатизирует то, какие отношения складываются между героями. Настолько искренние и теплые, что становится очень уютно на душе, несмотря на разворачивающиеся страсти и страхи. Собственно, это не удивительно, на самих героев их дружба возымела тот же эффект. Могу сказать лишь одно: Брэм Стокер - мастер. А дальше уж судите Дракулу сами - понравится вам или нет. Особо впечатлительным особам не советую, потому что без ярчайших впечатлений вы явно не останетесь ;) P. S. Естественно, шучу. Читайте все! 


Ваша Rene Mesch.
@Rene's room

Пообщаться со мной можно здесь: 

Instagram http://instagram.com/irina58921/
Twitter https://twitter.com/ReMe_666
ВКонтакте - https://vk.com/irina_meschankina
И группа ВКонтакте - https://vk.com/reneandbooks

Комментариев нет:

Отправить комментарий